«200 человек, все с яркими образами, и минимум времени»: визажист фильма «С нуля» о работе и форс-мажорах на съемках
Фото
пресс-служба

Анна Черчен была визажистом на съемках клипа группы Therr Maitz и главным визажистом и стилистом по волосам в клипе Муси Тотибадзе «Осторожно».

Недавно она завершила работу над сериалом «С нуля» режиссера Василия Бархатова, который выйдет на платформе PREMIER. В проекте Анна выступает, как главный художник по гриму и работает с Марией Фоминой, Викторией Клинковой, Максимом Виторганом и другими. Мы поговорили с ней о ее пути в профессии, основных сложностях, форс-мажорах на съемках и многом другом.

– Анна, откройте секрет, вход в индустрию кино — это открытая дверь или неприступная крепость? Как случилось, что мечта миллионов сбылась в вашей жизни?

Здесь важно понять, какую позицию вы присматриваете. Неприступной крепостью я бы кино точно не назвала. Я попала на проект по рекомендации. Знаете, наступает тот момент, когда уже не ты работаешь на имя, а имя начинает работать на тебя. На проекте «С нуля» собралась команда из людей, для которых индустрия кино — не дом родной. В нужный момент так нашли и меня. Раньше я не участвовала в кинопроектах, но была вполне к этому готова.

Профессия визажиста предполагает постоянную смену сфер деятельности. В свое время я начинала в фэшн-индустрии: фотосессии, показы, обложки. Затем перешла работать в бизнес-съемки и рекламные кампании. Наверное, это было естественным развитием карьеры — однажды оказаться и на таком фундаментальном проекте.

Должна сказать, что несмотря на то, что не каждый визажист в итоге переходит в сферу кино, мне мой опыт работы в фэшн-индустрии помог невероятно. Незаменимыми оказались навыки, которые я приобрела, к примеру, на показах с командой Sebastian, где каждый образ — это произведение искусства, а не просто красивая, модная история.

Мы использовали на этих показах краску для тела, покрывали моделей полностью черным цветом, обсыпали снегом и создавали различные эффекты на коже и волосах с помощью грима. Спустя годы я вспомнила это на площадке кино. Именно опыт работы в фэшн-индустрии помогал мне создавать модные образы героинь сериала в двух периодах и оставлять их актуальными для каждого исторического времени.

Анна Черчен
Анна Черчен
Фото
пресс-служба

Нет желания бежать без оглядки или кино — one love раз и навсегда? Это опыт, как и любой другой, или есть некая магия сопричастности к чему-то большему?

– За время работы на съемках сериала я убедилась, что кино —  не для всех. В этих словах нет никакого пафоса и самомнения. Каждый человек на площадке проходит один и тот же тест. Ты либо влюбляешься в это безумие, либо сразу вылетаешь из обоймы. Большинство не справляются. Как любят говорить опытные члены съемочной группы: кино — это особый вид извращения. 6 дней в неделю по 12-16 часов под огромным внешним и внутренним прессингом, полное отсутствие понимания, что будет завтра. Выдержать это только ради опыта невозможно.

Рекламные съемки, надо признать, создают хороший фундамент для того, чтобы быть готовым к такой работе физически и морально. Для KFC, например, мы снимали огромное количество актеров со сменой образов около 20 часов. Для такси ВКонтакте было три съемочных дня по 16-18 часов. Это хорошая боевая школа для начинающего специалиста.

Я же влюбилась в кино с первого кадра. Это удивительный магнетический мир, где создаются невероятные и огромные по масштабам проекты. Сотни людей, горящие энтузиазмом и одной общей идеей, создают такую энергетику, которую трудно заменить. Это чистое искусство. За время работы съемочная группа становится ближе, чем семья. Такого я ни в одной профессии раньше не встречала.

Когда начинается работа художника на съемках фильма и как готовятся образы героев?

– Время подготовки зависит в первую очередь от масштаба проекта. Чем крупнее задача, тем больше времени потребуется на решение. Я вступила на позицию художника за два месяца до начала съемок и была уже среди последних присоединившихся членов команды.

В течении двух месяцев мы читали сценарий, детально обсуждали каждый эпизод и каждую сцену. В это время принимается большинство решений относительно внешнего вида артиста, в том числе макияжа и прически, обсуждается каждая, даже малозначительная деталь. Все нюансы служат одной цели — нести зрителю заложенную в персонажа идею. Здесь нет второстепенного, все имеет значение.

После этого я готовила борды по каждому персонажу, с учетом его трансформаций или значимых моментов сюжета, согласовывая это со взглядом режиссера и креативного продюсера, чтобы получить именно тот образ, который полностью отражает суть героя. Дальше остается техническая часть —  закупки материалов, пошивы париков и подготовка актеров, стрижки, маникюр, покраска волос или создание специального грима.

Анна Черчен
Анна Черчен
Фото
пресс-служба

Анна, расскажите о том, как выглядит съемочный день. Что происходит в вашей жизни между будильником и словами «камера, мотор»?

– Каждый день в кино не похож на другой. В зависимости от задачи и количества персонажей в отдельных эпизодах, мой департамент приезжает на площадку минимум за полтора часа до начала съемок. В легкие дни один-два образа на такое же количество персонажей. В сложные дни — пять актеров в кадре, и у каждого по пять «перегримов». Здесь речь идет только об основных героях.

Если же снимаются массовые сцены, объем работы намного масштабнее и сложнее. У нас 200 человек, все с яркими образами, и минимум времени на подготовку. Примерно такая же обстановка на детских показах. Работать надо быстро, детки неусидчивые, зато креативность раскрывается с ними полностью, реализовать можно любые творческие порывы. Поэтому на больших сценах со мной работала моя команда с детских фэшн-показов ЦУМ.

У художников в распоряжении собственный гримваген (вместительный автомобиль для гримеров), который отвечает запросам, с учетом количества человек и объема задач, которые планируется выполнять. Поскольку съемочный день заполнен плотно, время на грим и перегримировку нужно максимально сокращать. Все ключевые моменты, съемочный график актеров и команды учитывается в процессе читки и строится с учетом нагрузки на персонал.

Кто работает в вашей команде? Вы сами подбираете людей?

У меня прекрасная команда из двух постоянных партнеров — Оли Мишиной и Маргариты Микрюковой. Еще несколько чудесных гримеров помогали нам с актерами массовых сцен. Когда нужно было подготовить почти две сотни актеров для массовки, мы работали группой из тринадцати человек. Всех людей я подбирала самостоятельно. Это задача руководителя, в конечном счете именно я отвечаю за результат работы и за комфорт в процессе. Каждый человек внутри вкладывает что-то из себя, и важно, чтобы это шло на пользу, а не мешало другим.

«200 человек, все с яркими образами, и минимум времени»: визажист фильма «С нуля» о работе и форс-мажорах на съемках
Фото
пресс-служба

К чему нужно быть готовой в этой работе? Поделитесь собственными секретами сохранения мотивации и рабочего настроя? Как не перегореть?

Нужно быть готовым буквально ко всему. Начиная с продуктов для создания пены на теле, заканчивая успокоительным для актеров, ну и для себя, конечно. Главное –– оставаться спокойным и уравновешенным на площадке и в гримерке. То, каким актер придет на площадку, и как легко пройдет в итоге съемка, зависит от департамента грима.

Работа с детьми и взрослыми мужчинами отлично готовит к этому. Например, мужчины почти не дают времени на грим, потому что не любят макияж и рады бы от него отказаться. На съемках для Forbes, к примеру, на грим у меня было всегда меньше 10 минут. Параллельно с работой мужчину нужно отвлекать от происходящего, сглаживать неловкость, уверять, что я не выпущу его из кресла в образе принцессы-лебедь, и никто не узнает, что у них на лице грим.

Что вы скажете выпускнице базового курса визажистов, которая только что приехала на Ярославский вокзал с чемоданом косметики и большой мечтой работать в киноиндустрии?

– Поскольку эта история далеко не для всех, всегда остается место для новых лиц. Здесь важнее желание, а не навык. Можно научить делать работу правильно, а вот научить хотеть и любить то, что ты делаешь, нельзя. Поэтому стоит запастись жаждой дела и искать варианты. Проектов сейчас много, все они разные, стоит только начать искать. Масса запросов на гримеров в профильных группах в сети интернет. Оттуда, наверное, и стоит начинать. От первого хорошего старта по рекомендации можно быстро попасть на площадку мечты.

Расскажите страшный сон гримера на площадке?

Мой самый незабываемый съемочный день проходил на озере в Лыткарино, в Московской области. Была ночная смена. Невероятно сказочная история, от картинки невозможно было оторвать глаз. Декорации, спецэффекты, тридцать танцоров, которые по задумке нашего режиссера должны быть раскрашены определенной краской.

К сожалению, не обошлось без форс-мажора. После очередной порции поправок грима артистам закончилась краска. Представьте, полночь, Лыткарино, несколько десятков человек, идет съемка, а работать больше нечем. Нервный срыв на подходе, а краски нет. К счастью, моя коммуникабельная команда сотворила чудо. Они нашли в интернете человека, у которого была именно эта краска, и который согласился привезти ее нам прямо в лес посреди ночи. Я с трудом поверила, что такое вообще возможно.

Анна, можно сказать, что мечта сбылась, о чем будете грезить теперь?

Я хочу поработать в Голливуде и создать такой образ персонажа, который люди захотят повторить в жизни.

Анна Черчен
Анна Черчен
Макияж

Звездный визажист и стилист по волосам, экс-преподаватель академии Make-Up School. Сотрудничала с брендами Sebastian, «Кашемир и шелк», Reebok, KFC, Vernel, Яндекс такси, Сбербанк, Промсвязьбанк.