«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»
Фото

Wday/Кадры из фильмов Кадр из фильма «Необычайные приключения Адель» и «Лотрек»

Сама фраза «бель-эпок» звучит очень мелодично и красиво. «Прекрасная эпоха» в истории общества  и культуры — период с конца XIX века до начала Первой мировой войны в 1914 году. И хотя сходные изменения шли во многих странах Европы, символом ее стала Франция. 

Это время бурного роста экономики, технических инноваций и культурного расцвета. Появление автомобилей, кино, радио и электричества кардинально изменили повседневную жизнь.

В культуре тех лет возникают совершенно новые стили и явления: импрессионизм и постимпрессионизм в живописи, ар-нуво в архитектуре и дизайне, модернизм в литературе и музыке. Великолепные балы, изысканные ужины и модные салоны посещают теперь как аристократы, так и представители буржуазии.

Но главный символ вечерних развлечений Парижа — многочисленные кабаре и варьете, такие как знаменитые Moulin Rouge и Folies Bergère. Они предлагают музыку, танцы, юмористические номера. А выступающие в них красотки часто за деньги готовы ближе познакомиться с гостями, особенно влиятельными или талантливыми. 

Нравы стремительно меняются. Совсем скоро во всех слоях общества начнется отход от традиций, женщины заявят о праве на сексуальное самовыражение. Но пока массовым трендом стала проституция — один из немногих способов для женщин того времени добиться финансовой независимости.

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»

Риз Уизерспун

Фото

Кадр из фильма «Ярмарка тщеславия»

Жрицы мимолетной любви: темная сторона светлого города

Париж рубежа веков называли «городом света»: La Ville-Lumière. При этом имел он и темные стороны. Одной из них была проституция, которая переживала время расцвета.

В 1812 году в Париже едва ли насчитывалось 1000 зарегистрированных проституток, в 1850 их было около 34 000. А к концу XIX века столица Франции оказалась буквально усеяна борделями и домами свиданий разного качества.

Для одних проституция становилась «основной профессией». Для других — подработкой: так часто использовали свободное время работницы различных мастерских или прислуга, в том числе прачки. Одну из них, Кармен Годен, запечатлел Анри Тулуз-Лотрек на одноименном полотне. Обычно подобными услугами занимались артистки, танцовщицы, певицы. Впрочем, их клиентура была более состоятельной.

Если в столице многие сами шли в профессию, то в провинциальных городах наивных девушек завлекали в борделе опытные женщины особого рода: они ходили по улицам и предлагали им легкий и большой заработок. Так сейчас заманивают заполнять карточки на Wildberries.

Часто девушкам обещали работу танцовщиц или актрис за рубежом, а на самом деле отправляли на работу проститутками в Рио или Буэнос-Айрес. Их низкие доходы делали невозможным возвращение на родину.

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»
Фото

Кадр из фильма «Лотрек»

Наконец, порой уличных проституток «продавали» собственные матери — слишком уж юными были девочки. Полный запрет на работу несовершеннолетних (до 18 лет) проституток ввели только в 1908 году.

Проституция во Франции конца XIX — начала XX века была законной. Но только для тех, кто регистрировался официально. Женщины подавали заявление в префектуре, после чего вносились в полицейскую картотеку и получали специальную книжицу, подтверждающую право на занятие проституцией. В ней же содержались записи об обязательных медосмотрах. Встать на учет было несложно, а вот сняться с него — задача похитрее, требующая наличия мужа или поручителя. Это ставило женщин перед выбором: зарегистрироваться и ограничить свои возможности или работать нелегально, рискуя попасть в тюрьму.

Впрочем, само занятие проституцией без регистрации уголовно наказуемым не считалось. Зато существовали наказания за «непристойное поведение» или приставание к прохожим. А как еще искать клиентов уличной жрице любви? Причем эти понятия полицейские трактовали как хотели, иногда арестовывая даже добропорядочных гражданок. Полиция нравов была известна коррупцией и жестокостью, и внушала такой страх, что женщины готовы были рисковать жизнью и прыгать из окон, ломая ноги, чтобы избежать ареста. Ведь задержанных отправляли на принудительные работы в ужасных условиях.

Бордели во Франции того времени разнились от дорогих заведений с экзотическими интерьерами до дешевых, где условия были крайне неблагоприятны. Открыть публичный дом могла замужняя женщина старше 30 лет. Также все более популярны становились дома свиданий, не требующие постоянного проживания работниц. Многие заведения маскировались под антикварные магазины или кафе, предлагая «дополнительные услуги» (читайте также: Этот аркан в матрице судьбы есть у всех роковых соблазнительниц — проверьте себя).

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»
Фото

Кадр из фильма «Необычайные приключения Адель»


Куртизанки — символы красоты Прекрасной эпохи

В сфере коммерческой любви существовала своя элита: куртизанки. Эти женщины обладали образованием, интеллектом и красотой, поэтому могли завоевать покровительство богатых и влиятельных мужчин. Куртизанки обычно имели большую автономию в выборе клиентов и могли даже влиять на своих покровителей в социальных и политических вопросах.

Некоторые сами становились знаменитостями, вели роскошный образ жизни, одевались в дорогие наряды и пользовались признанием. Часто они становились музами известных художников, писателей и музыкантов или героинями их творчества. «Дама с камелиями» Александра Дюма, «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзака или «Нана» Эмиля Золя используют образы реальных женщин.

Вот истории самых известных французских куртизанок рубежа 19-20 веков.

Прекрасная Отеро (La Belle Otero) (1868-1965)

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»

Каролина Отэро

Фото

Legion Media

Каролина Отэро, более известная как Ла Белль Отэро, была одной из самых знаменитых куртизанок и танцовщиц Прекрасной эпохи. Родилась в Испании у многодетной матери-одиночки. Считается, что в 8 лет ее избил и изнасиловал местный педофил, поэтому она осталась бесплодной.

Подростком бежала из дома с бродячими артистами, подрабатывала танцовщицей и оказывала интимные услуги. Страстные испанские танцы, тонкая талия, приятный голос покоряли мужчин. Во Францию она приехала с одним из своих любовников и начала танцевальную карьеру в Марселе. Её грацию и красоту быстро оценили, и благодаря увлеченному ей импресарио она очень быстро стала звездой парижского клуба Folies Bèrgere. В число ее любовников включают немецкого императора Вильгельма II, испанского короля Альфонсо XIII, британского монарха Эдуарда VI и даже… Николая II. Он якобы даже подарил ей сервиз из золота. Также в дар от поклонников она получала драгоценные украшения, виллы и яхты. Впрочем, точно не известно, кто из этих мужчин и правда был ее любовником, а кто — просто очарован ее красотой.

Отеро завершила карьеру в 42 года. Позже поселилась в Ниццу. У нее была игромания, в казино Монте-Карло она проиграла несколько миллионов франков. Остаток жизни прожила в маленькой квартирке на пособие, которое выплачивало казино из уважения к прежней постоянной клиентке. 

В старости Отеро говорила, что миссия женщины — быть красивой, и советовала разбивать все зеркала, когда начинаешь стареть. Тем не менее жизнь ее оказалась на удивление долгой. О ней написано множество книг, включая ее собственные мемуары.

Вальтесс де Ла Бинь (1848 -1910)

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»

Вальтесс де Ла Бинь

Фото

Legion Media

Выдающаяся фигура своего времени сочетала в себе таланты актрисы, писательницы и навыки куртизанки. Ее путь начался в скромной семье нормандской белошвейки, из-за отсутствия средств Вальтесс была вынуждена была заняться проституцией уже в 10 лет.

Однако девушка поняла, что для карьерного роста надо работать над собой, много читать, учиться поддерживать светские беседы. Это помогло ей обрести более престижных постоянных клиентов.

Взлет ее карьеры начался с романа с известным композитором Жаком Оффенбахом. Вальтесс привлекала внимание таких знаменитостей, как Золя, Флобер и Мопассан, благодаря своему уму и харизме. Ее портреты писали Эдуард Мане, Генри Гервекс и Гюстав Курбе. Эмиль Золя сравнивал кровать Вальтесс с троном или алтарем. Сейчас она выставлена в Музее прикладных искусств Парижа (читайте также: 5 базовых вещей на весну, которые есть в гардеробе всех француженок).

Вальтесс решила не выходить замуж и считала, что настоящее чувство — всегда мимолетно. После завершения карьеры стала обучать искусству куртизанства молодых девушек. Умерла в возрасте 62 лет. Ее жизнь завершилась уединенно, она была похоронена двумя незнакомцами. После смерти возле могилы красавицы в пригороде Парижа установили скамеечку, где бывшие любовники могли провести время, оплакивая ее.

Лиана де Пужи (1869-1950)

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»

Анна-Мари де Шассень

Фото

Legion Media

Урожденная Анна-Мари де Шассень начала свой путь в жизни в монастыре, но в 16 лет сбежала оттуда с офицером, от которого забеременела. Их брак был несчастлив, Арманд избивал ее, ребенка отправили к бабушке. Сбежав в Париж, Анна-Мари познакомилась с Вальтесс де Ла Бинь, которая научила ее тонкостям профессии и искусству куртизанки. После этого она стала работать в варьете и сменила имя на звучное Лиана де Пужи.

Став куртизанкой, Лиана прославилась своей естественностью и минимализмом в украшениях, за что её прозвали «Бледной розой». Она выиграла негласную дуэль с Каролиной Отеро, «Красной розой», прибыв на мероприятие в простом белом платье. При этом ее служанка была одета намного роскошнее, как раз в стиле Отеро.

Лиана заводила романы не только с мужчинами. Среди ее поклонница была художница Матильда де Морни и писательница Натали Барни, с которой у нее был яркий роман.
В 1910 году Лиана вышла замуж за румынского князя, они прожили вместе 16 лет, но потом князь бросил жену ради молодой любовницы. А Лиана в 1928 году ушла в монастырь, где провела остаток своих дней, помогая нуждающимся. Умерла в 1950 году, оставив нам историю превращения куртизанки в благочестивую матрону.

Эмильена д’Алансон (1869–1946)

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»

Эмильена д’Алансон

Фото

Legion Media

Начала обучение в Консерватории драматического искусства, но вскоре стала танцовщицей в «Летнем цирке», а также выступала в Мюзик-Холле и театре Олимпия. Позировала знаменитому художнику Тулуз-Лотреку и была одной из самых высокооплачиваемых куртизанок Европы, наряду с Каролиной Отеро и Лианой де Пужи.

Прославилась дружбой с Коко Шанель, при этом у них был общий любовник Этьен Бальзан. Ходили слухи и о любовной связи двух женщин.

После ухода со сцены в 1906 году пыталась открыть бизнес, но попытка был неудачной. В итоге ей пришлось продать все свои драгоценности. Умерла в Ницце, предположительно от передозировки морфином.

Знаменитые клиенты публичных домов и жертвы французской болезни

Многие общественные деятели, поэты и художники были известны связями с дамами полусвета и не пытались этого скрывать. Когда в феврале 1899 года президент Франции Фор скончался от инсульта, пошли слухи, что истинной причиной его смерти стал слишком страстный для немолодого мужчины секс с Маргерит Стенель — одной из самых скандальных женщин Франции того времени. Будучи замужем за художником, она продолжала удовлетворять свои амбиции и желания через отношения с влиятельными мужчинами.


Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»
Фото

Кадр из фильма «Лотрек»

Художник известен работами, представляющими жизнь парижских борделей и кабаре. Лотрек проводил время в этих заведениях не только ради удовольствия, но и для вдохновения. Он даже временно жил в некоторых из них, например, в знаменитом борделе «Мулен де ла Галетт». Тулуз-Лотрек писал жриц любви в яркой, но реалистичной манере. Им посвящены такие известные картинкы, как «В постели», «Прачка», «Женщина за туалетом» или «В Салоне на Улице „Мулен Руж“».

Он дарил своим подругам подарки, угощал в ресторанах. По словам художника, он чувствовал близость между своим состоянием и моральной нищетой, свойственной проституткам. Можно сказать, что жрицы любви стали его второй семьей. Умер Анри в возрасте 36 лет от алкоголизма и сифилиса, которым его заразила одна из подруг. Неспроста сифилис также называют французской болезнью.

Ги де Мопассан (1850 — 1893)

«Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»

Франсуа-Николя-Огюст Фейен-Перрен. Портрет Ги де Мопассана

Фото

Legion Media

Известный французский писатель и новеллист известен реалистичным описанием французского общества конца XIX века, в том числе таких табуированных тем, как проституция. Его произведения, такие как «Заведение Телье», исследуют человеческую природу через жизнь обитателей борделей.

Еще в молодости он заразился сифилисом от одной из своих бордельных подружек. Страдал от последствий этого заболевания многие годы, что в итоге привело к серьёзным проблемам с психическим здоровьем, галлюцинациям и параличу. К сожалению антибиотиков тогда не было и сифилис был неизлечим.

Эдуард VII (1841-1910)

У будущего короля Великобритании была бурная молодость и особая тягой к разного рода удовольствиям. Говорят, за ум он взялся только в пожилом возрасте.

Одним из его излюбленных мест отдыха был знаменитый парижский бордель Ле-Шабане, интерьеры которого были оформлены в стиле различных культур: японской, мавританской, индийской и китайской, а стены украшены работами Тулуз-Лотрека. В те времена Эдуарда все знали как принца Уэльского Берти, и для него была оборудована специальная комната с его гербом над кроватью. В этой комнате также была установлена необычная ванна из меди в форме лебедя с женским лицом. В ней принц любил купаться в шампанском.