До XIX века девочек не обучали грамоте, независимо от статуса семьи в обществе. Именно поэтому все мировые шедевры написаны мужчинами, на долю авторов-женщин приходится меньше одного процента.

почему так мало женщин ученых
Во всем виноваты мужчины!
Фото
Кадр из фильма «девушка с жемчужной сережкой»

В ХХ веке проблема женщин в искусстве была поднята на новый уровень, теперь барышни выполняли не только роль музы гения. Дамы могли обучаться по своему желанию, правда, существовали некие оговорки. Например, женщин не пускали в анатомические классы, они не могли работать с натурой (независимо, какого пола был натурщик).

Дамам была отведена особая ниша в искусстве. Считалось, что дамы могли освоить только вышивку, работу с текстилем и керамику, о писательском искусстве и философии не могло идти и речи, ведь женщина не имела права высказать свое мнение.

Девушка могла стать художницей, но выбор тем для ее будущей картины был строго ограничен. Например, дамам разрешалось изображать только пейзажи и натюрморты, а вот портреты оставались под запретом.

В 2017 году в музее Русского импрессионизма прошла выставка «Жены», на которой были выставлены портреты жен великих художников. Оказалось, что 70 % спутниц жизни гениев и сами неплохо рисовали, но работы этих художниц никто так и не увидел. Женщина все время оставалась в тени своего супруга, даже если ей удавалось получить художественное образование, после замужества все свое время она должна была посвящать мужу, дому и детям.

Кардинально все начало меняться только в конце ХХ века, в 90-е годы открылись более 200 феминистских выставок.

почему так мало женщин политиков
Виной всему наше патриархальное прошлое
Фото
Кадр из фильма «Большие глаза»

Еще одна причина, почему среди гениев искусства практически нет женских имен: если даме удавалось создать что-то стоящее, то публика тут же обрушивала на ее работу огромный шквал критики, причем чаще всего неоправданной. Именно поэтому многие женщины-писательницы пользовались мужскими псевдонимами, открыть истинное имя автора решались только после того, как их произведение стало успешным.  

Писательницы, которые издавались под мужскими именами

Жорж Санд. Под этим именем творила французская писательница XIX века Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Женщина в своих романах описывала судьбу сильных и независимых женщин. Это именно она написала всеми известные произведения «Комиссионер» и «Роз и Бланш». Аврора так и не смогла открыть свое настоящее имя, в литературных кругах ее знали как Жорд Санд.

Жорж Санд фото
Жорж Санд
Фото
Nastasic / DigitalVision Vectors / Getty Images

Эллис Каррер и Эктон Белл. Сейчас эти псевдонимы мало кто знает, а ведь «Джейн Эйр» в первом своем издании имеет именно это авторство, но после оглушительного успеха сестры Бронте решились раскрыть свою личность.

Сестры Бронте фото
Сестры Бронте
Фото
Art Images / Contributor / Hulton Fine Art Collection / Getty Images

Даниэль Лоран. Под этим именем издавалась сестра Лили Брик Эльза Триоле. Она выпустила новеллу «Авиньонские любовники», в которой идет повествование о женщине, которая боролась с гитлеровскими оккупантами.

Сестра Лили Брик
Сестра Лили Брик
Фото
Keystone / Hulton Archive / Getty Images

Ал. Алтаеев. Ал — это сокращенное от Александр, но за этим именем скрывается детская писательница Маргарита Владимировна Ямщикова. Маргарита выпустила более 150 детских книг, писала статьи в различные журналы, в том числе сотрудничала с «Мурзилкой», но везде для подписи использовала псевдоним.

почему так мало женщин политиков
Ал. Алтаев (настоящее имя Маргарита Владимировна Ямщикова) (1872 — 1959) — русский прозаик, публицист, мемуарист
Фото
wikipedia.org

Харпер Ли. Автор нашумевшего бестселлера «Убить пересмешника». На самом деле женщину зовут Нелл Харпер Ли, но она скрыла часть имени, из-за этого ее псевдоним превратился в мужской.

Харпер ли фото
Харпер Ли
Фото
Chip Somodevilla / Getty Images News / Getty Images

Джоан Роулинг. На самом деле это тоже псевдоним, писательницу зовут Кэтлин. Создательница «Гарри Поттера» встала перед нелегким выбором перед тем, как пустить в печать первую книгу о мальчике, который выжил.

Дело в том, что агент посоветовал ей выбрать мужской псевдоним для того, чтобы книгу лучше покупали, но Кэтлин подумала, что этот шаг будет нечестным по отношению к женщинам-писательницам, и просто заменила свое настоящее имя на более благозвучное. Но позже Роулинг все же стала издаваться под мужским псевдонимом — Роберт Гэлбрей. Писательница после успешного «Поттера» решила попробовать себя в новом жанре и хотела получить непредвзятую критику в свой адрес.

Джоан Роулинг фото
Джоан Роулинг
Фото
Bruce Glikas / FilmMagic / Getty Images